Секреты тяги и объезчики
Стоя на тяге, охотники иногда видят, как вальдшнеп прерывает ее и садится. Все было бы просто, ну села птица и села, ничего особенного, потом поднялась через какое-то время и потянула дальше. Может, она с высоты своего полета где-то увидела или услышала другого вальдшнепа и решила с ним не связываться. Все было бы просто, если бы не случались в течение тяги волны.
Многие их подмечали и так и называют. В классическом случае, тяга начинается, птицы активно в нее включаются и вдруг перестают летать. Полное впечатление, что тяга в этот день уже закончилась, хотя еще рано. Если есть желание покормить комаров и терпение, то вы, постояв еще какое-то время, дождетесь ее продолжения. Это будет вторая волна тяги, и, быть может, не менее интенсивная, чем первая. Но ведь существование волн говорит о том, что все участники тяги вдруг одновременно сели, посидели, а потом опять полетели. Кто ими управляет и зачем? Интересная получается картинка! Надеемся, что, используя накопленные данные, манок и схему развития тяги мы скоро сможем ответить на этот вопрос.
Волны тяги имеют место не каждый день и приходятся на разное время. От чего они зависят, предстоит выяснить. Даже в одной и той же точке перерыв в тяге наступает в разное время и имеет разную продолжительность. Так, в Архангельской области из восьми интенсивных тяг, наблюдаемых в одной точке, в июне перерывы между двумя волнами, которые там имели место, отмечались трижды, и длились от 24 до 38 минут. Пауза между ними в разные дни наступала в 22 ч. 10 мин., 22 ч. 55 мин и в 22 ч. 27 мин. Промежутки между двумя волнами в средней полосе не так выразительны и, по наблюдениям С. Фокина, занимают 10-15 минут, а "объездчик", о котором мы скажем ниже, здесь опережает начало тяги только на 5-10 минут.
Теперь известно, что во время тяги вальдшнепы то садятся, то взлетают снова с интервалом 6-7 минут, находятся в безостановочном полете самое большое по 20 минут. Но все это не объясняет происхождения волн тяги.
Термин "объездчик" пришел к нам с запада. Он очень удачен, так как подчеркивает, что именуемый так вальдшнеп, не тянет, а "объезжает" территорию, то есть летит. Кроме него в воздухе в это время других самцов нет, так что "объездчик" ничем не интересуется и никого не высматривает. Он как бы спешит выполнить некие ритуальные действия и, как мы думаем, поскорее вернуться к оставленной самке. Полет "объездчика" в лучах яркого солнца оставляет неизгладимое впечатление.
Вспомним, что французские орнитологи подметили, что даже те самцы, которые постоянно находятся рядом с вальдшнепихами, иногда покидают их, чтобы совершить облет территории. Сергей Фокин с помощью отстрела выяснил, что в роли "объездчиков" выступают исключительно взрослые птицы.
Если вы увидели "объездчика", ждите, очень вероятно, что через минуту-другую он пролетит в обратном направлении.
Токовиком, как это делают некоторые, его называть не следует. "Токовик" - это термин, который обозначает особей, поддерживающих структуру тока, распределение птиц по токовищу, открывающих ток, как бы дающих сигнал к его началу.
В случае с "объездчиком" ничего подобного не происходит. Это еще одна интересная загадка вальдшнепа. Пока можно точно сказать, что этот пионер тяги появляется не каждый вечер. Его пролет предвосхищает тягу, но непосредственно с ней не связан. Можно привести пример, когда в 2006 году в Архангельской области "объездчик" появлялся в одном и том же месте перед четырьмя из восьми вечерних тяг в 19 ч. 45 мин., в 20 ч. 37 мин., в19 ч. 50 мин. и в 21 ч. 07 мин., соответственно, за 2 ч. 05 мин., за 1 ч. 45 мин., за 1 ч. 14 мин. и за 32 мин. до их начала.
Как подманить вальдшнепа
Охотники на страницах "РОГ" делятся опытом, как половчее подманить вальдшнепа на тяге. Вряд ли кто не слышал о том, что вальдшнеп сворачивает к подброшенной шапке. Многие проделывали это и иногда даже удачно. Нам тоже пришлось заниматься подобными манипуляциями, но не в охотничьих целях, а для того, чтобы найти способ отлова вальдшнепа в период весенней тяги, привлечь его и как-то ухитриться поймать паутинными сетями. Об этих попытках можно рассказывать много и долго. Но сразу скажем, что пока ничего путного из этого не вышло.
Чего только мы не испробовали. Начали с того, что, расставив определенным образом сети, пытались привлечь и снизить вальдшнепа, подбрасывая специальные макеты. Почти безрезультатно. Решили, что птицы видят движение руки и остерегаются. Тогда инженер-конструктор Виктор Тарасов придумал и, изготовив необходимые детали, соорудил специальную катапульту, действующую на большом расстоянии от человека. В качестве приманок использовались тушки вальдшнепов и наполненная водой (для регулирования массы) и обшитая подходящей тканью пол-литровая пластмассовая бутылка. Удачи это не принесло.
Тогда в месте с наиболее интенсивной тягой на большой высоте под наклоном мы натянули леску длиной 60 метров и с помощью нехитрого приспособления в момент появления тянущей невдалеке птицы, пускали по ней на блоке набитую тушку вальдшнепа с расправленными крыльями. Получалось, что он снижается и садится. При этом работал манок. Тянущие вальдшнепы или явно пугались, или сворачивали в сторону.
Мы испробовали также, в совокупности с манком, "взлетавший" вертикально вверх и опускавшийся на землю макет вальдшнепа. Для этого была сооружена простейшая система из двух жердей высотой по 10 метров, блоков и лески, рывок за которую с расстояния 50 метров вызывал взлет макета. Расставляли на палочках расправленные хвосты вальдшнепа, чтобы летящий самец подумал, что это его соперник токует на земле. И снова все без толку.
Пытались мы ловить и натянутой на большой высоте паутинной сетью, и понцами (накидной сеткой) на манную птицу, и лучком, настороженным на взрытой среди травянистой поляны почве, и огромной вертикальной падающей сетью, способной покрыть большую площадь, и на яркий свет. Сеть на своем пути вальдшнепы, летевшие прямо на нее, замечали даже в густых сумерках и облетали сверху.
Известно, что вальдшнеп летит прямо на костер, снижается над ним. Нам пришлось видеть, как тянувший над опушкой леса вальдшнеп, свернул к яркому костру за 300 метров и, пролетев над открытым, чистым лугом, спикировал на пламя. Вальдшнеп не бабочка, и в отличие от нее, во время тяги это происходит очень редко. Чем определяется реакция вальдшнепа на огонь - пока непонятно.
Во Франции для предохранения вальдшнепов от травм на яркие источники света ставят специальные защитные сетки. Мы в Тверской области, памятуя об эффекте костра, в качестве такого источника, чтобы завлечь вальдшнепа в сеть, использовали мощную бензиновую лампу, водруженную на высокий шест, но тянущие птицы игнорировали наш источник света.
Как о само собой разумеющемся, пишет в "РОГ" Сергей Лосев о привлекательности костра для вальдшнепа. Это может ввести в заблуждение молодых охотников. Многие сотни вальдшнепов видели наши костры и специальный яркий свет, а вот сворачивали на них единицы, надолго оставшиеся в памяти. Думается, что и воздействие света на вальдшнепов зависит от состояния птиц и неодинаково в разные периоды тяги. Но пока вопрос остается открытым.
В Архангельской области, наблюдая тягу, мы часто жжем костер, чтобы спасаться от комаров и холода. Не менее чем на 100 тягах вальдшнепы имели возможность среагировать на огонь. Но за все время только один из них за 60 метров резко свернул к костру и два раза спикировал на него. Нас это чрезвычайно удивило, потому что дело происходило светлой белой ночью, когда огонь костра, казалось бы, мало заметен.
Видите, сколько усилий и способов подманить вальдшнепа. И все без ощутимого результата. Раньше, до того, как стало очевидным, что тяга в течение весны претерпевает не только количественные, но и качественные изменения, было непонятно, почему птиц далеко не всегда привлекает подброшенный предмет. Тому автору очерка, который написал в "РОГ", как простенько, используя чучело, удалось привлечь вальдшнепа, и невдомек, насколько ему посчастливилось.
Один из авторов "РОГ" считает, что вальдшнеп лучше летит к подброшенной шапке только в густых сумерках, при плохом освещении. Это не так. Ослепленный любовью и гневом самец и до захода солнца при ярком свете готов броситься на что попало, не только на шапку. И все дело тут, как мы говорили, не во времени суток и освещенности, а в дате тяги, хотя, конечно, неосторожное движение человека может испугать птицу.
М. Козлова, Ю. Романов, научная группа "Вальдшнеп"
"Российская Охотничья газета