Подготовка разносторонней легавой
Конечно, в журнальных статьях невозможно изложить огромный методический материал о натаске собак по всем элементам комплекса. Остается надеяться, что когда-нибудь у нас будет издана соответствующая книга. Пока же считаю необходимым обратить внимание на принципиальные особенности отбора и подготовки таких собак, основанные на опыте, накопленном в европейских странах и закрепленном в соответствующих правилах.
Основное отличие европейской школы в том, что с самого начала у собаки воспитывается вера в могущество ведущего, желание к совместному с ним добыванию дичи. Финал этой работы для собаки - отдача добычи ведущему. Таким образом, собака как бы участвует в добывании пищи и получает ее только за выполненную работу. Как следствие, возрастает значение работы после выстрела. Подача становится целью, венцом всей работы. В наиболее распространенных у нас способах натаски - классическом английском и даже егерском - это не учитывается
После публикации статей о комплексных испытаниях континентальных легавых в Ростове-на-Дону и в Болгарии поступило много писем с просьбой рассказать о подготовке разносторонне работающих легавых. Конечно, в журнальных статьях невозможно изложить огромный методический материал о натаске собак по всем элементам комплекса. Остается надеяться, что когда-нибудь у нас будет издана соответствующая книга. Пока же считаю необходимым обратить внимание на принципиальные особенности отбора и подготовки таких собак, основанные на опыте, накопленном в европейских странах и закрепленном в соответствующих правилах.
Основное отличие европейской школы в том, что с самого начала у собаки воспитывается вера в могущество ведущего, желание к совместному с ним добыванию дичи. Финал этой работы для собаки - отдача добычи ведущему. Таким образом, собака как бы участвует в добывании пищи и получает ее только за выполненную работу. Как следствие, возрастает значение работы после выстрела. Подача становится целью, венцом всей работы. В наиболее распространенных у нас способах натаски - классическом английском и даже егерском - это не учитывается.
Прежде чем приступить к работе с собакой, необходимо трезво оценить ее возможности, выработать разумные к ней подходы. Собак, идеально выполняющих все виды работ, не бывает. Это зависит от множества причин, но в основном от наследственности. Поэтому очень полезно ознакомиться со способностями родителей вашей будущей собаки. Встречаются выдающиеся работники и от рядовых родителей, но в основной массе, при правильно организованной племенной работе, способности щенка определяются данными его предков. В племенных характеристиках охотничьих собак Германии и Чехословакии приводятся не только степени полевых дипломов, как в отечественных родословных, а оценки по основным определяющим рабочим элементам. Эти оценки собаки получают при проверке врожденных способностей в младшем возрасте и при прохождении специальных племенных испытаний.
Ознакомимся с этими требованиями на примере континентальных легавых. Для допуска к племенному использованию собаки в Германии должны быть оценены по всем элементам племенных испытаний, причем по ряду из них надо получить определенные лимитирующие показатели. Для немецкого курцхаара и веймарской легавой особое внимание уделяется чутью, манере поиска в поле, стойке, поиску на воде без утки и по утке, злобности к хищникам. Для немецкого дратхаара, кроме того, выделяются работа по следу зайца, манера этой работы (качество отдачи голоса), отношение к выстрелу в поле и на воде, проверка нервной системы в "ринге". В щенячьих родословных на немецкого дратхаара ставятся особые значки, определяющие следующие особенности предков: душитель хищников, подача с волока, безукоризненность подачи и способ работы на кровяном следу (призыватель или докладчик). В Чехословакии для допуска к племенному использованию требуется пройти разносторонние испытания, а в племенных табелях собак выделяют показатели за чутье, работу на воде, работу по кровяному следу и злобность к вредным животным.
Что же можно посоветовать отечественным охотникам? Если нет возможности ознакомиться с охотничьими способностями хотя бы одного из родителей, то придется ориентироваться на их полевые показатели, то есть по каким видам испытаний есть у них дипломы. Большую определенность представляют, конечно, данные о результатах предыдущих вязок. При этом следует обратить внимание на соотношение охотничьих задатков и внешних признаков, то есть при каком фенотипе способности ярче проявляются. Тогда выбор щенка будет для вас хоть как-то обоснован. Но все равно, в большей степени это - лотерея. По нашим правилам, заводчики имеют право раздавать щенков с месячного возраста. В Германии щенков отдают с двухмесячного возраста, а в помете не оставляют их более шести. Эти моменты очень важны. Таким образом производится первоначальная отбраковка. Никто, в отличие от наших заводчиков-"финансистов", не стремится сохранить весь помет, вплоть до применения искусственного вскармливания. Доказано, что именно с материнским молоком в подсосный период закрепляется иммунитет к большинству заболеваний. К сожалению, у нас некоторые племенные сектора поддерживают таких заводчиков, ссылаясь на необходимость роста поголовья, а в результате явно ухудшается его качество.
Щенки, выращиваемые в стае, активнее, полностью осваивают самостоятельное питание, приобретают определенные навыки и опыт от суки. Некоторые заводчики специально создают условия, чтобы сука обучила щенков плаванию и поиску пищи по кровяному следу. Наконец, при совместном воспитании у щенков более четко начинают проявляться особенности характера, наклонностей и сложки. Все это, несомненно, облегчает выбор щенка.
Вот и остановимся коротко на этом моменте. Хотя щенки - это еще "темные лошадки", по некоторым признакам они уже четко различаются. Прежде чем перейти к индивидуальному осмотру, надо понаблюдать за всеми вместе. Предпочтение следует отдать наиболее любознательным, самостоятельным. Это в какой-то мере характеризует будущую активность и сообразительность. Представляют интерес и спокойные, уверенные в себе щенки, которые первыми не задираются, но умеют за себя постоять. Из вялых, лишенных темперамента вряд ли удастся воспитать разностороннего работника. Хотя и они могут устроить некоторых охотников, а именно: близкий поиск около хозяина без проявления самостоятельности и беспрекословное послушание. Загляните щенкам в глаза. Смелые не отводят взгляда. Неуверенный взгляд или заплывшие глаза принято связывать со слабым "интеллектом".
Существует специальная система психологических тестов для щенков. Ее принципы были разработаны американским кинологом и дрессировщиком Ц. Плаффенбергом для отбора щенков при подготовке проводников слепых. Западногерманский кинолог Ф. Ганз переработал ее для различных служебных пород. Применяют это тестирование в возрасте 8-10 недель. Оно содержит проверку щенков на отношение к незнакомому человеку, незнакомым звукам и незнакомым предметам. Для тех, кто хочет заранее определить особенности характера предполагаемого, питомца, эта система представляет несомненный интерес.
Итак, в первой группе тестов проверяют реакцию щенка на незнакомых людей. Он не должен пугаться, проявлять признаков агрессии, что часто также связано со страхом (пассивно-оборонительная реакция). Желательно спокойное, дружелюбное поведение.
Во второй группе проверяют реакцию щенков на звуки - свист, выстрел, сирену автомобиля. Для собаководов-любителей достаточно проверки на свист. Второй и третий тесты применяют в условиях жесткой отбраковки, а приучать к этим звукам лучше постепенно, но чем раньше, тем лучше. Щенок должен спокойно относиться к незнакомым звукам и лишь настораживаться в направлении источника.
В третьей группе тестов используют незнакомые предметы: флажок (машут перед щенком), цепочку (встряхивают и неожиданно роняют), зонт (внезапно раскрывают) и шумную катящуюся детскую игрушку (провозят туда и обратно на шнуре). Желательная реакция - интерес, лишенный страха; равнодушное отношение тоже не является недостатком.
Несомненно, на результатах тестирования могут сказаться условия содержания, но полный комплекс все-таки достаточно раскрывает тип нервной системы щенка и способствует выбору индивидуального подхода для воспитания и дрессировки. Собаки, не выдержавшие этой проверки, могут быть сравнительно успешно обучены опытным дрессировщиком, но из племенного использования отбраковываются. В отечественном охотничьем собаководстве этого практически не проводится, так как во всех стандартах пород злобность и трусость отнесены к простым, а не дисквалифицирующим порокам.
При тестировании необходимо обратить внимание на щенков, которые подают голос, но не тявкают и трусливо отбегают, а смело облаивают, обозначая незнакомые предметы. Это потенциальные "призыватели" к битому зверю. Они особо ценятся и отмечаются в племенных документах.
При осмотре помета вы, конечно, внимательно отнесетесь и к физическому состоянию щенков. Они должны быть крепкими, упитанными, но не перекормленными. Шкурка у щенков пока как одежка с запасом, но не должно быть заметно явных признаков сырости. О статях еще говорить не приходится, важно не пропустить явных недостатков. Обращая внимание на окрас, не забудьте, что с возрастом щенки темнеют. Некоторые охотники, увлекающиеся в основном охотой по птице, предпочитают контрастный, хорошо заметный издалека окрас. За границей больше ценят удобный для разносторонней охоты, менее заметный темный окрас. Желательно обратить внимание на плотность и жесткость шерсти. Хотя это пока щенячья шерсть, некоторые отличия у разных особей отметить удается.
Вы выбрали и доставили щенка домой. Самым важным в первые 5-6 месяцев является выработка полного взаимопонимания с ведущим. Если вы по занятости или невнимательности перепоручите уход за щенком своим домашним: кормление - жене, прогулки - детям, то подготовка разносторонней собаки станет очень проблематичной. Именно сейчас вы должны заменить питомцу ту стаю, в которой растут, получают пищу и воспитываются все псовые. Раз вы обеспечиваете его пищей, то становитесь старшим, вожаком и имеете право требовать от щенка освоения и выполнения определенных действий. Все это происходит, конечно, постепенно, по мере взросления, "созревания" собаки. Повторю, так как это очень важно, что собака должна получать только "добытую" пищу, то есть только после работы. Такая связь охотничьего и пищевого инстинктов позволит быстрее раскрыть способности, и тогда не будет и речи о часто встречающихся сейчас случаях "позднего просыпания" собак.
Постоянное взаимодействие воспитывает в собаке безграничную веру в своего вожака-ведущего и потребность работать совместно. Это позволит в дальнейшем легче преодолеть этап излишней самостоятельности у взрослеющих самоуверенных собак. При отсутствии необходимого контакта среди страстных охотничьих собак появляются "распущенные", предпочитающие работать на себя. Об этом надо помнить на будущее. А пока вы еще отрабатываете приемы взаимодействия и сигналы для их поддержания. Опять обращаю внимание, что надо стремиться не к беспрекословному (доведенному до автоматизма) послушанию, а к сознательному взаимопониманию. Поэтому так важно именно вам проводить и выгуливание собаки, и регулярные занятия на улице и на природе.
Обратим внимание на несколько часто вызывающих споры среди собаководов вопросов.
О физических нагрузках для щенков. Распространено мнение об их опасности, но это касается только частого переутомления. В период основного формирования собаки до года - нельзя ее лишать рациональных физических нагрузок. Очень точно написал по этому поводу Г. Оберлендер: "Движение на воле, сильное движение, много движения - вот те факторы, которые вместе с рациональным питанием создают здоровых, хорошо сложенных, работоспособных собак".
О контактах с другими собаками. Большинство предпочитает их избегать, опасаясь заражения инфекционными болезнями, а также передачи опыта распущенного поведения. Что касается первого опасения, то изолировать собаку от вирусов в стесненных городских условиях практически невозможно. Лучшая гарантия здесь - достаточное количество молока, полученное щенком в подсосный период; правильное витаминизированное питание и своевременные прививки. Лишать же щенка общения с другими собаками ни в коем случае нельзя (что, конечно, не касается явно больных собак). Это естественное требование любого молодого животного, иначе происходит ненормальное его психическое развитие - собака становится или излишне осторожной, вплоть до трусости, или агрессивной. Щенкам необходим опыт общения со сверстниками, опыт борьбы и самоутверждения, развитие активно-оборонительной реакции. При этом обязательно должен быть рядом именно ведущий. Чтобы не подтвердилось второе опасение, никогда не оставляйте щенка без присмотра, предоставленного самому себе. Именно в этот период должно быть выработано и закреплено желание щенка с удовольствием идти на зов.
Еще один спорный вопрос - когда начинать брать щенка на охоту. Большинство считает, что только после натаски. Но если вы хотите воспитать настоящего "сотоварища", полностью вам доверяющего, надо брать щенка с собой и на природу, и на охоту по возможности всегда. В природной обстановке по-настоящему закрепляются взаимодействие и взаимопонимание с ведущим. А главное, развивается охотничий инстинкт, щенок осваивает разумный самостоятельный поиск, знакомится с птицами и зверями, усваивает виды и цель охоты, значение выстрела. И, самое главное, укрепляется вера в безусловное превосходство своего ведущего. Только при таком воспитании можно получить активную, разумно работающую собаку, легко ориентирующуюся в местах обитания дичи. Собака, знающая цель работы, никогда не будет бесцельно использовать автоматический челнок, характерный для традиционных школ натаски, в частности на корде.
Теперь обратимся к вопросу, который отражает принципиальное отличие английской школы натаски легавых от немецкой школы подготовки разносторонне работающих собак. Когда учить подаче? Сторонники классической охоты с легавой традиционно считают подачу не важным, а некоторые - и вредным элементом работы, горячащим собаку. Поэтому допускают ее только после закрепления четкого выполнения всех основных элементов работы собаки до выстрела. Подготовка разносторонне работающей собаки может быть построена только на четком выполнении подачи. Поэтому она должна включаться не в группу элементов натаски, а в группу дрессировки. Ее начинают осваивать сразу после отработки основных управляющих сигналов.
Подчеркиваю, что подача как можно быстрее должна быть связана с целью охоты, добычи и получения пищи. Поэтому не увлекайтесь подачей мячиков и палочек, а быстрее переходите к поноскам со шкурками птиц и зверей, а в дальнейшем - тушек охотничьей дичи. Тогда на охоте не будет возникать курьезов, которые иногда приходится наблюдать: собака предпочитает подавать палочку, заброшенную для указания направления поиска невидимой битой дичи. У щенка, присутствующего на охоте, но еще не знакомого с ее способами, уже закрепляется выполнение подачи свежебитой дичи. В дальнейшем это облегчит скорейшую выработку правильного поведения собаки перед дичью и после выстрела.
Таким образом, подача становится основным элементом, используемым почти во всех формах разносторонней подготовки в поле, в лесу, на воде, по птице и зверю. Сам процесс обучения становится приятным, с ясной, вполне достижимой целью. Собака легче усваивает сложные комплексы поведения, когда они осваиваются с определенной целью. Известное правило дрессировки поведенческих цепей (то есть серии связанных действий) изложено в книге Кэрол Прайор "Не рычите на собаку": "Цепное поведение следует всегда вырабатывать с конца". При таком подходе к обучению у большинства животных происходит "обобщение" - "появляется нечто вроде понимания общей идеи" (К. П.). Это позволяет существенно ускорить процесс натаски и сделать его "сознательнее".
Но прежде чем приступать к самой натаске, необходимо для окончательного изучения особенностей своей собаки пройти проверку врожденных охотничьих задатков. В нашей стране такие испытания не проводятся, в Германии для них имеются специальные правила, а в Чехословакии их называют весенними испытаниями.
Для континентальных легавых эти испытания включают в себя следующие проверки (в возрасте с 8 до 18 месяцев): желание работать по следу зайца, включая отдачу голоса; в поле - качество чутья, интерес к поиску и его управляемость, предрасположенность к стойке, отношение к выстрелу; на воде - любовь к поиску на плаву, преследование утки, отношение к выстрелу; психологические проверки - общее послушание, отношение к посторонним людям (в ринге), задатки на охрану вещей и, наконец, злобность к вредным животным и кабану.
Собака, выдержавшая такую проверку, готова к освоению полного комплекса физической подготовки. При хорошем разностороннем развитии, взаимопонимании и желании учиться, основанном на страсти к охоте, с которой собака уже частично знакома, этот процесс идет довольно быстро. Основная масса континентальных легавых в ЧСФР выставляется на разносторонние испытания в возрасте двух лет. Сам процесс подготовки проводится при чередовании отрабатываемых предметов и никак не соответствует принятой у нас последовательности - поле, вода, след, зверь. Наоборот, смена предметов позволяет поддерживать неослабевающий интерес к занятиям и приучает к действительной готовности выполнять в любое время любую заданную работу. При этом все больше укрепляется взаимопонимание между собакой и ведущим, которое в идеале приводит к формированию единого охотничьего "организма". Всем, кто захочет пройти этот интересный творческий путь, желаем внимательности, систематичности, выдержки и настойчивости.
Р. Бауман
"Охота и охотничье хозяйство"