Обучить подаче
Навык апортировки по отработке одни считают легким, другие - очень трудным. Замечено, что собаки отечественных пород без особого энтузиазма осваивают его, а все остальные с трудом отдают предмет дрессировщику или бросают его по дороге.
Как правило, в качестве команды употребляется слово "Апорт!", в качестве жеста - прямая правая рука, поднятая на уровень плеча и направленная в сторону предмета.
Навык подачи предмета является сложным. По одной команде собака должна побежать за предметом, взять его в пасть, поднести к дрессировщику и не выпускать из пасти до тех пор, пока дрессировщик не позволит этого сделать. Навык гораздо легче формируется во время игры (игровой способ дрессировки). И если ваша собака еще молода, не упускайте времени. В игре, когда она проводится без поводка, можно научить собаку бежать за предметом, брать его в пасть, достаточно долго носить и подавать дрессировщику. Очень важно дать понять собаке главное правило такой игры: она продолжается, если предмет приносится дрессировщику. На этом этапе просто опасно играть с собакой в догонялки. Не бегайте за ней, не пытайтесь поймать, как бы это ни было весело, ибо впоследствии научить такую собаку подходить с предметом к дрессировщику будет трудно.
Если играть с собакой на поводке, процесс научения сокращается. При этом щенка легко научить брать предмет в пасть и отдавать его по команде, носить его при движении рядом с дрессировщиком, садиться и сидеть с предметом в пасти. Предмет для такого способа дрессировки лучше выбирать достаточно большой, чтобы удобно было брать его рукой, когда собака держит его в пасти. А для того чтобы заинтересовать собаку предметом и вызвать желание взять его в пасть, нужно играть с ним самому, повторяя команду "Апорт!". Когда собака возьмет предмет, можно попытаться (но только попытаться) отнять его, побегать с собакой и по команде "Дай!" забрать предмет, обменяв его на лакомство, или одной рукой взяться за предмет, раскрывая пасть собаки другой рукой. Постепенно время ношения предмета увеличивают и приучают собаку посадке.
Такой способ хорош, но только для тех собак, у которых выражена игровая мотивация. Если предложенный способ не устраивает собаку, навык осваивают по отдельным элементам и только затем объединяют их.
1. Что держать в зубах?
Самым, пожалуй, сложным является вызвать у собаки желание взять предмет в пасть. Для начала можно попробовать использовать варианты врожденного поведения - хватать то, что убегает, и брать пищевые объекты в пасть. Например, можно привязать к предмету шпагат и сделать игрушку почти живой. Или взять кость (типа мосола) и сначала работать с ней (в естественном виде), а потом поместить кость в матерчатый чехол. Или отрезав кусок нетолстого резинового шланга, проделать в нем поперечные отверстия, а отверстия с торцов закрыть деревянными пробками, предварительно положив в полость шланга кусочки сыра, мяса, колбасы или нечто подобное.
Вот как описывал применение этих способов известный французский дрессировщик XIX в. Р. Домманже: "Будем дрессировать с подачей, но подачей разумной. Мы находимся во дворе или в комнате, в руках у нас маленькая поноска, подносим ее Фраму, как игрушку, и бросаем в нескольких шагах, произнося "Подай!". Если он пойдет за ней и принесет нам ее - отлично; чтобы позабавить щенка, мы потрясем немного поноску, которую он держит в зубах: в момент, когда собака разожмет челюсти, мы вытаскиваем поноску и всовываем ей в рот подачку. Помашем снова перед носом щенка поноской и повторим раза два-три ту же операцию: мы знали собак, которые с первого урока соединяли в своем уме идею о поданной веши с идеей о подачке.
Если щенок не обращает внимания на поноску, мы привязываем к его ошейнику шнурок, открываем ему тихонько пасть и вкладываем туда поноску, удерживая ее левой рукой; спустя несколько секунд мы вынимаем правой рукой поноску и награждаем щенка.
В продолжение всего этого урока мы держим подачку между большим пальцем и остальными, вытянутыми и сжатыми, и стараемся просунуть ее снизу поноски прямо в зубы щенку таким образом, чтобы внушить ему, что, положив последнюю нам в руки, он тем самым заставит появиться из поноски лакомство.
По той же причине некоторые дрессировщики превозносят употребление в качестве поноски мешочка, в который вложен ломтик сыра.
Когда мы достигнем того, что щенок будет держать поноску во рту, мы заставим его следовать за нами на сворке, затем неожиданно возьмем от него поноску и наградим его. Если щенок уронит поноску, мы снова вложим ее ему в рот, прежде чем взять ее от него окончательно и наградить его.
Только когда щенок будет охотно нести поноску и проявит даже известное желание отнять ее у нас из рук, мы начнем бросать ее в нескольких шагах, подзадорив предварительно Фрама и помахав ею у него под носом.
Отсутствие успеха всегда является как следствие желания быстро идти вперед. Пока щенок считает работой, а не удовольствием держать поноску, момент, когда можно будет посылать его за нею, еще не настал" (Домманже Р. Дрессировка Фрама, или Письма к дядюшке Клодомиру. Новгород: СММ, 1993. - С. 148).
2. Использование оборонительного поведения
Можно использовать способ оборонительного поведения, применяя достаточно увесистую деревяшку, привязав ее к ошейнику за концы так, чтобы она висела чуть выше запястных суставов и мешала собаке двигаться, больно стукая по лапам.
Если собака достаточно агрессивна, то можно попробовать нападение помощника с предметом, когда схватывание предмета собакой означает ее победу и уход нарушителя - способ агрессивно-оборонительного поведения.
Или, посадив собаку рядом с собой, левой рукой раскрывают пасть, подают команду и вкладывают предмет в пасть. Необходимо немного придержать челюсти, а после команды "Дай!" забрать предмет. Постепенно время удержания предмета увеличивают. В зависимости от прикладываемых усилий действия дрессировщика можно назвать способом пассивной флексии или способом наталкивания.
Если ввести в описываемые манипуляции небольшое, но принципиальное изменение, то можно получить очень эффективный вариант способа оборонительного поведения. Для этого вы открываете рот собаке каким-нибудь болезненным приемом, произносите команду и вкладываете предмет в пасть. Все нужно делать очень быстро. Смысл этого способа заключается в том, что собака начинает понимать, что команда позволяет схватить предлагаемый предмет и тем самым избавиться от возможной боли. Никогда не следует бить собаку апортировочным предметом.
Если очень голодной собаке вложить предмет в пасть, а затем поменять его на пишу, собака после этого станет так активно хватать предмет, что останется только подкармливать ее не сразу, а после небольшой выдержки, давая понять, что предмет надо не просто схватить, но и держать. Со временем выдержку увеличивают. Когда собака начинает охотно брать предмет с руки, то руку с предлагаемым предметом опускают все ниже и, наконец, кладут на землю, а затем рядом с предметом, потом кладут только предмет, сразу убирая руку. Когда и этот этап будет освоен, предмет начинают постепенно отбрасывать все дальше.
3. Переноска предмета
Вторым элементом навыка является научение собаки переноске предмета. Для этого (после того как собака научилась брать предмет по команде) с ней пытаются пройти некоторое расстояние на поводке. Если при этом собака бросает предмет, применяют отрицательное подкрепление: грозно ругают или даже шлепают, после чего привлекают внимание собаки к предмету. Когда она возьмет его в пасть, меняют гнев на милость и закрепляют поведение собаки условным положительным подкреплением.
Затем приучают собаку к остановке и посадке с предметом в пасти.
Может оказаться полезной отработка подхода собаки с предметом к дрессировщику. Для этого командой фиксируют собаку в положении "сидеть" (с предметом в пасти), отходят от нее и (после небольшой паузы) подзывают ее: "Апорт!" - "Ко мне!".
Когда составные части навыка подноски предмета отработаны, их объединяют и отрабатывают навык целиком. Вначале снижают требования к выдержке и бросают предмет недалеко, постепенно приближая выполнение навыка к требованиям испытаний. Лучше всего отрабатывать навык с использованием длинного поводка.
И, наконец, об апортировочном предмете. Он может быть любым, но удобным для взятия собакой с земли и его подноски. Он не должен быть игрушкой, которую можно грызть или трепать. Когда собака начнет безотказно носить один тип предметов, хорошо переключиться на другие. А в итоге предложить собаке поиск "потерянного" предмета, то есть поиск без визуального контроля, или достать свой предмет из кучи чужих.
Будет ли собака носить сумки
Прежде всего собаку необходимо научить апортировке, как это изложено выше. Когда навык будет освоен, начните использовать в качестве поноски различные бытовые предметы. Обратите внимание на постепенное увеличение веса предметов. Проведите несколько занятий, добиваясь, чтобы собака долго носила предметы, двигаясь рядом с вами. Обычно собакам неприятно или неудобно носить сумки, если ее ручки изготовлены из узких ремней. Придумайте что-нибудь для их утолщения. А если ручки сумки длинные для вашей собаки, она будет биться лапами о сумку, что может помешать ей носить предметы.
Как научить собаку обращать на себя внимание, когда называешь ее по кличке
Это сделать совсем нетрудно. Произнося кличку, делайте что-нибудь важное, приятное, радостное или необычное для собаки. Например, подзывая щенка к миске с едой, называйте его кличку. Повторяйте его кличку перед игрой, во время игры, когда гладите шенка, чешете ему пузо и т. п. На улице, произнеся кличку, отбегайте от собаки, меняйте направление движения. Прячьтесь, присядьте, попрыгайте, похлопайте в ладоши, начните играть с палочкой, камешком, игрушкой. Когда собака подбежит к вам, поиграйте с ней, похвалите, дайте лакомый кусочек. И со временем кличка для собаки будет означать, например, такое: "Надо посмотреть на хозяина. После этого слова, всегда начинается что-нибудь важное и интересное!".
Плаванье по команде
Приступайте к занятиям как только будет тепло, а лучше - жарко, тогда собака охотнее полезет в воду. Если у вашей псины есть ""друзья", которые охотно плавают, можете в первый раз показать, как нужно плавать на их положительном примере. Если таковых "друзей" нет, начинайте с небольшого. Играйте с собакой на мелководье. Когда она с радостью будет это делать, постепенно увеличивайте глубину. Увлекайте собаку игрой и собственным примером.
Для начала вместе с собакой, пока она не привыкнет, можно побаловаться на мелководье. Потом попробуйте завлечь ее на более глубокое место, например брошенной палочкой. Не получится - поманите за собой. А если это не помогает, возьмитесь правой рукой за ошейник, а левой под животик и помогите собаке на короткое время побыть на глубине. Тут же верните ее на мелководье. Похвалите, поиграйте и попробуйте еще раз. Попытайтесь сначала дать понять собаке, что вода не страшна, а потеря дна не опасна. Потом она сама догадается, как приятно побултыхаться в жаркую погоду.
После всякого купанья собаки стараются избавиться от излишней воды. Они отряхиваются или катаются по земле или траве, отжимая из шерсти воду. Так что вам следует завести либо полотенце для собаки, либо привыкнуть совершать после купания довольно длительные пробежки, чтобы разогреть и высушить собаку. Со взрослой собакой можно и не миндальничать.
В. Гриценко. В. Пилюгин
"Российская охотничья газета"