Английский Сеттер. Подружейные собаки

Информационно-познавательный портал об охотничьем собаководстве

размещение на сайте

размещение в ФОТОКАТАЛОГЕ
Размещение информации о вашей собаке в фотокаталоге производится бесплатно согласно правил размещения материалов

размещение ЩЕНКОВ И ПОМЕТОВ
Размещение информации о помете в фотокаталоге производится согласно правил размещения материалов

размещение РЕКЛАМЫ
Вы можете разместить на портале графическую или текстовую целевую рекламную информацию.

По вопросам размещения пишите
e-mail: info@eng-setter.ru

«Двуединый» сеттер

атор: ДЖОН ТЭЙЛОР (США)

фото: из архива автора

по материалам журнала ОХОТА И РЫБАЛКА ¹9 (41) СЕНТЯБРЬ 2006
  
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОРОДЫ АНГЛИЙСКИЙ СЕТТЕР ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНЦЕВtmp17B8-1Кен Александер занимается профессиональным разведением английских сеттеров уже не первый год. Сейчас в его питомник Деко-верли обращается больше людей, чем раньше, так как интерес к щенкам английского сеттера в Америке растет. За последние десять лет у Кена значительно прибавилось работы, но это его нисколько не огорчает. Александер любит свое дел. Именно благодаря любви к английским сеттерам и неиссякаемому желанию усовершенствовать эту породу его питомник переживает заметный подъем. Кен Александер принадлежит к числу заводчиков подружейных собак, которые стремятся объединить воедино две ипостаси английского сеттера - непревзойденную красоту и охотничьи качества. Этих людей больше не устраивают собаки, которые отличаются только прекрасными полевыми качествами или только великолепным экстерьером. Сегодня охотникам нужны собаки, которые объединяют в себе обе эти стороны. Теперь им требуется «двуединый сеттер», считает Александер.
Для того чтобы разобраться в нюансах возможности появления «двуединого сеттера», необходимо обратиться как к опыту истории, так и к потребностям грядущих дней.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВИДЫ

Точных данных о происхождении английского, ирландского, шотландского и уэльского сеттеров время не сохранило. Появление первых сеттеров относится к периоду между серединой XVI и началом XVII века. Полагают, что их предками стали испанские континентальные спаниели и островные собаки, в число которых включают испанских пойнтеров, борзых и английских паратых гончих. Однако уже в 1582 году отмечали, что у сеттера и спаниеля разный хвост: сеттер обладает длинным хвостом, в то время как у спаниеля он купируется.
К началу XIX века сеттеры распространились по всей территории Британских островов как отдельный вид охотничьих собак. Различия в окрасе и сложке, характерные для разных регионов страны, привели к разделению сеттеров на четыре самостоятельные породы. Современное состояние породы английский сеттер самым тесным образом связано с усилиями двух англичан - Эдварда Лаверака и Пюрселя Льюэллина.
Эдвард Лаверак благодаря значительному наследству, доставшемуся ему от родственника, смог целиком и полностью отдаться своему излюбленному занятию - охоте. В 1825 году он купил у пастора Гарри-сона пару сеттеров - темного блю-бельтона Понто и светлого блю-бельтона Олд Моль. На протяжении 50 лет Лаверак занимался разведением породы английских сеттеров, скрещивая потомков Понто и Олд Моль. Он вырастил 5 поколений собак, которые стали основой породы.
Современники Лаверака сомневались в том, что он вел породу английского сеттера в чистоте. Полагали, что причиной появления оранж-бельтонов и трехцветных сеттеров стало скрещивание «англичан» с ирландскими сеттерами и пойнтерами. Утверждают, что, будучи в подпитии, Лаверак сам это неоднократно признавал. Тем не менее его сеттеры одними из первых были завезены в Новый Свет. К примеру, в 1874 житель городка Моррис-Плейнз (штат Нью-Джерси) Чарльз Рэймонд привез себе несколько щенков из питомникаtmp17B8-3 Лаверака. Другой знаменитый заводчик английских сеттеров Пюрсель Льюэллин, как и многие английские охотники, был недоволен полевыми качествами собак Лаверака. Он пытался получить сеттеров, которые могли бы побеждать на фильд-тральсах, получивших в то время распространение. Льюэллин скрещивал шотландских, ирландских и английских сеттеров старых линий, но своей цели так и не добился.
В 1871 году на фильд-тральсах в Шрусбери Льюэллин увидел английских сеттеров линии Дьюк-Роуби-Лаверак. Он приобрел кобелей Дэна и Дика и повязал их со своими суками из числа потомков питомника Лаверака. Однако ни одна из линий этих английских сеттеров не отличалась чистотой. К примеру, потомство Роуби несло в себе крови гордона и трехцветного английского сеттера. (Кстати, английский клуб собаководов-профессионалов «Кеннел-клаб» был основан лишь в 1873 году, и только в 1874 году клуб начал вести родословную книгу, в числе первых признав породу английского сеттера.)


И все-таки усилия Льюэллина увенчались успехом - ему удалось вывести английских сеттеров, которые побеждали на полевых состязаниях. Потомки этих собак стали родоначальниками многочисленных линий английских сеттеров, наиболее распространенных в США.
Лучшим представителем этой когорты стал Ка-унт Ноубл, выписанный от Льюэллина в семидесятых годах XIX века. Его владелец Дейв Сэнборн из Даулинга (штат Мичиган) пытался с ним охотиться в прериях, но охотой остался недоволен и был готов отправить собаку обратно в Англию. Однако его знакомый Б. Уилсон из Питтсбурга убедил охотника отказаться от этого намерения. После смерти Сэн-борна Каунт Ноубл перешел к Уилсону. За годы жизни у нового хозяина Каунт Ноубл проявил выдающиеся полевые качества и дал высококлассное потомство. В числе его потомков было 30 чемпионов, включая Каунта Глэдстона IV, победителя первых национальных фильд-тральсов.
Многие из сеттеров первых поколений обладали как превосходными полевыми качествами, так и отличным экстерьером, что позволяло им добиваться успеха на ринге. Даже Льюэллин использовал двух выставочных собак завода Лаверака, чтобы создать свою линию. Английские сеттеры с высокими полевыми качествами и великолепным экстерьером были не редкостью в семидесятых годах XIX века как в Старом, так и Новом Свете. С восьмидесятых годов XIX по первую половину XX века разведение «двуединого» сеттера уступило место узкой специализации: одни заводчики стремились улучшить полевые качества собак, других интересовал только экстерьер. Специализация привела к тому, что линии Лаверака и Льюэллина, которые ранее развивались параллельно, разделились: лавераки стали считаться выставочными, а потомки завода Льюэллина - полевыми сеттерами.
Большое влияние на развитие английского сеттера в Америке оказали фильд-тральсы и особенно те из них, которые проводились в начале XX века в южных штатах. Заводчики стремились выводить собак с теми качествами, которые высоко ценили судьи: быстрота, широта и дальность поиска. Это привело к тому, что сеттер стал значительно отличаться от первых сеттеров Льюэллина. Не лучше обстояло дело у любителей экстерьерных сеттеров. Их усилиями на свет появлялись огромные, великолепно одетые собаки со слабыми полевыми качествами.
Пропасть между полевыми и выставочными сеттерами становилась все шире. Из-за специализации при разведении собаки этой породы редко сочетали в себе хороший экстерьер и высокие полевые качества. Маятник вновь качнулся в сторону «двуединого» сеттера только в последние десятилетия, когда вырос спрос на сеттеров с хорошими экстерьерными и рабочими качествами. Этому в значительной мере способствовало появление в послевоенной Америке собак из Европы, сочетавших в себе черты обоих типов.

КАК СОХРАНИТЬ "ДВУЕДИНОГО" СЕТТЕРА

Несмотря на разделение английских сеттеров на два типа, в некоторых районах США заводчики пытались разводить собак, сочетавших в себе хорошие экстерьер-ные и охотничьи качества. tmp17B8-5Одним из таких мест стал район гор Поконос в Пенсильвании, расположенный недалеко от Нью-Йорка. Сейчас горы Поконос привлекают многочисленных любителей горных лыж, но в начале XX века сюда предпочитали приезжать охотники. На месте хвойных деревьев, вырубленных в восьмидесятых годах XIX века, выросли тополя и осины. Заброшенные поля фермеров вновь превратились в леса и перелески - излюбленные места обитания воротничко-вого рябчика и вальдшнепа. В район Поконос потянулись охотники.
Финансовое благополучие многих охотников и отличные условия для охоты по перу создали условия, благоприятные для появления ряда уникальных линий. Одной из таких линий стала линия английского сеттера Джорджа Раймана. В сеттерах Раймана соединились крови нескольких линий английских сеттеров, однако доминантным производителем стал Сэр Роджер Дековерли, родившийся в 1907 году и принадлежавший богатому охотнику из Питтстона М. Мэнгану. Сэр Роджер был сыном Маллвида Сирдара, выставочного лаверака с великолепными полевыми качествами, и леди Мэнган, потомка льюэллина по кличке Ка-унт Ноубл.
В 1912 году Сэр Роджер дал Райману первое потомство. Райман искал сеттера, который мог бы стать родоначальником линии так называемых «подружейных собак джентльмена». В Джордже Раймане соединились черты мечтателя, пытавшегося представить себе результаты сочетания правильных кровей, и заводчика, безжалостно выбраковывавшего щенков, которые не
соответствовали его представлениям об идеальном сеттере. В1913 году Сэр Роджер перешел в руки другого хозяина, и его следы затерялись. Но линию продолжили его сын и внук, что позволило Райману основать собственный питомник.
С1916 по 1955 годы Райман скрещивал потомков Сэра Роджера с сеттерами других владельцев, стремясь выработать стандарт «подружейной собаки джентльмена». Джордж Райман никогда не держал в изоляции потомков Сэра Роджера и никогда не ставил под сомнение успехи других заводчиков. Собаки Раймана должны были иметь не только хорошее происхождение, но и соответствовать его идеалу. Для оценки экстерьера и охотничьих качеств сеттеров Райман использовал точные критерии. Для племенной работы Райман брал американских выставочных и полевых сеттеров, а также выписывал «двуединых» сеттеров, отвечавших его представлениям о стандарте, из других стран.
Райман никогда не был сторонником фетишизации родословных. К примеру, родословная сеттера, родившегося в 1955 году, насчитывает 5 поколений предков, среди которых, помимо сеттеров самого Раймана, есть «двуединые» сеттеры, полевые, выставочные и льюэллины.
В 1955 году Райман перенес инсульт, но по мере сил продолжал работать в питомнике. Он умер в 1961 году. Вдова Раймана Эллен занималась питомником до 1963 года. В свое время она помогала Райману выращивать щенков и управляла питомником, когда Райман уезжал на охоту. В1963 году Эллен вышла замуж за Карла Калкинса, удачливого бизнесмена и владельца сеттера из питомника Раймана. Калкинс оставил свой бизнес и вложил все средства и силы в развитие питомника. Без его помощи питомник Раймана вряд ли смог существовать.
Кен Александер и его жена Нита впервые побывали в питомнике Раймана во время своего медового месяца в 1968 году. Александер заключил с Кал-кинсами некое подобие делового соглашения. В соответствии с этим соглашением он получил для разведения нескольких щенков из питомника Раймана и дал обязательство полученное от них потомство привезти для продажи в питомник.
В 1975 году Калкинсы продали питомник Роберту Самнеру из Западной Вирджинии с условием соблюдения соглашения с Александером. Впервые за 60 лет линии сеиеров Раймана разделились. Переговоры об их объединении на основе нового питомника в Западной Виржинии закончились безрезультатно. Единоличным владельцем бренда «Питомник Раймана» стал Роберт Самнер. По предложению Эллен Калкинс Александер назвал свой питомник именем основоположника линии сеттеров Раймана - Сэра Роджера Дековерли.
Кен Александер уверен, что первыми успехами питомника Дековерли он обязан поддержке и участию четы Калкинсов. На протяжении восьмидесятых годов Эллен и Карл вели учет и оценку щенков и взрослых собак и искали для них партнеров из числа сеттеров Раймана. Карл Калкинс даже привез в питомник Дековерли своего собственного сеттера.
В 1993 году благодаря финансовой поддержке своего партнера, Билла Сордони, Кен Александер выстроил новое здание для питомника. На нескольких десятках гектаров, расположенных к северу от города Скрэнтон, помимо рабочих и офисных помещений расположились тренировочные площадки, площадки для стрельбы по тарелочкам и другие сооружения. Техническое оснащение питомника выполнено на самом современном уровне. Например, помещения для щенков были отделаны звуконепроницаемыми материалами. Во всем комплексе сделаны полы с подогревом. Система вентиляции контролируется компьютером.
Щенки, появляющиеся на свет в питомнике, являются результатом тщательного отбора и спаривания более чем 70 взрослых собак. Все они обладают качествами настоящего английского сеттера.
Кен Александер вслед за Райманом стремится получить английского сеттера, объединяющего в себе высокие экстерьерные и охотничьи качества. Для этого он использует такие полевые линии, как Текоа Маунтин Санрайз, а также потомков питом-
ника Дековерли. Главное внимание он придает здоровью щенков. Все малыши проходят осмотр и актирование на предмет развития слуха и тазобедренных суставов. Уже сегодня в питомнике реализуются технологии будущего: проводится анализ ДНК сеиеров, создаются хромосомные карты, формируется банк спермы от лучших производителей. Создана база данных, в которой есть информация о тысяче английских сеиеров.
Сотрудники питомника разделяют философию Кена Александера. В течение тринадцати лет эксперт по выставочным сеиерам Анжела Уздилла работает в питомнике со щенками трехнедельного возраста, определяя их слабые и сильные стороны, приучая к человеку. Бриджет Бодин, одна из инструкторов питомника, отдает все свои силы и огромный опыт воспитанию сеиеров.
Это всего лишь первые шаги на пути к усовершенствованию породы. Однако начало уже положено. Примеру Кена Александера начинают следовать заводчики в других районах страны. Во многих линиях сеиеров Новой Англии, предназначенных для охоты на куропатку, есть кровь «двуединого» сеиера. Несколько питомников по разведению подружейных собак также пытаются добиться соединения в сеиере полевых и выставочных качеств.
Усилия Кена Александера приносят плоды уже сейчас, хотя его главная забота - будущее английского сеиера. Сначала он был очевидцем продажи питомника Раймана, потом в течение десяти лет ему пришлось исправлять ошибки в отборе и разведении, которые были допущены в шестидесятые-семидесятые годы, и теперь он намерен сделать все, чтобы история не повторилась. Говоря о том, как он себе представляет будущее питомника Дековерли, Кен Александер сказал: «Моя цель - получать собак, которые по своим качествам всегда будут превосходить тех, с которых я начинал. Я пытаюсь добиться того, чтобы наши собаки были лучше тех, которые были у нас 5 лет назад. Но, к сожалению, это можно оценить, только оглянувшись назад». Кен убежден в том, что нашел правильный путь для достижения этой цели на ближайшие несколько десятилетий.

Статья американского охотника и собаковода об английском сеттере, без сомнения, будет читаться с интересом, особенно приверженцами этой породы. tmp17B8-6Но, не в обиду заокеанскому автору будет сказано, не без некоторой снисходительной улыбки. И объяснение этому есть: российские любители подружейных собак уже более ста лет назад взяли курс на создание такой «двуединой» породы. Первый английский сеттер был привезен в Россию в 1880 г. Трехцветного Роджера из питомника Пюрселя Льюэллина взял В.Р. Диц-ловчий Его Императорского Величества. В поле Роджер удовлетворял всем требованиям взыскательного охотника. Его сын, Рэк I, получил два первых приза, а внук, Спот I, заслужил звание полевого и выставочного чемпиона. Современники вспоминали, что, «охотясь по моховому болоту, после 7-8 часов работы, причем все время галопом, Спот не только не обнаружил ни малейшей усталости, но, напротив, все сильнее и сильнее входил в азарт». Теми, кто видел его в поле, он был прозван «профессором Спотом». В это же время Д.К. Нарышкин приобретает чистокровного лаверака - Юнг-Роба. Поставленный с Доротеей (Дорой), редкой по красоте собакой, он дал много хороших потомков. Еще один любитель английского сеттера, О.Ф. Аспергер, был владельцем лаверака Мисс Ирэн, блиставшей и в поле, и на выставках. Традиция «двуединости» жива по сей день. На выставках охотничьих собак награды получают лишь те, которые имеют полевые дипломы, а класс «элита» - родители рабочих собак.
Внимательный читатель наверняка заметил, какую роль американские заводчики отводят фильд-тральсам, отсюда и тяга к льюэллинам Ведь Льюэл-лин был недоволен собаками Лаверака, поскольку те не побеждали на фильд-тральсах - скоростных состязаниях. Те же, кто читал книгу Э. Лаверака «Сеттер», понимают, что задачей английского заводчика было выведение сеттера нестомчивого, умеющего работать по нескольку часов изо дня в день, причем в различных условиях охоты. Эти качества считают главными в подружейной собаке и российские охотники. Поэтому столь популярными были лавераки и в первые годы своего появления в нашей стране, и в наши дни. Впрочем, чистокровных лавераков, как и льюэллинов, уже не найти. В свое время в Россию завозили английских сеиеров из Англии, Бельгии, Франции. Принцип разведения был один, сочетание высокой породности со страстью к работе, высоким чутьем, выносливостью. Смеем надеяться, что, живи сейчас автор породы «английский сепер», он остался бы доволен российскими «англичанами».
Хотелось бы несколько слов сказать о некотором поверхностном толковании автором статьи действий Э. Лаверака. Так, Джон Тэйлор утверждает, что «причиной появления оранж-бельтонов и трехцветных сеиеров стало скрещивание «англичан» с ирландскими сеттерами и пойнтерами». Но достаточно открыть книгу самого Лаверака, чтобы узнать: «Есть еще другая разновидность этих же сеттеров, называемая желтыми бельтонами». Их «отец английского сеиера» использовал при выведении идеальной собаки. Но это уже другая тема. Главное, что и охотники Нового Света поняли: охота со страстной, стильной и красивой собакой много эмоциональнее, чем с сеиероподобной особью.
администрация портала Английский сеттер:
тел.:+7 (963) 777-87-78
e-mail: info@eng-setter.ru 
 

ЩЕНКИ
АНГЛИЙСКОГО СЕТТЕРА
ОТ ПРОВЕРЕННЫХ НА СОСТЯЗАНИЯХ И ИСПЫТАНИЯХ РАБОЧИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИМЕЮЩИХ ОТЛИЧНЫЙ ЭКСТЕРЬЕР!

ИНФОРМАЦИЯ
О ВСЕХ ЩЕНКАХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ ТУТ

Консультации по e-mail:
info@eng-setter.ru