Воспитание легавой.
Основные навыки, необходимые легавой собаке для начала успешной работы в поле, она приобретает еще на стадии домашнего воспитания.
Только собака, полностью прошедшая курс предварительной, домашней дрессировки, готова к полевой натаске. Дрессировщик должен помнить, что на домашнюю дрессировку он может выделить несколько месяцев, на натаску же в поле - только несколько недель. Тратить эти драгоценные недели на то, чему можно научить дома, по меньшей мере неразумно.
Легавые собаки, в отличие от служебных или спортивно-служебных, должны на работе выполнять не так уж много команд. К основным командам, выполнять которые нужно научить собаку дома, относятся:
"Рядом!", "Ищи!", "Тихо!", "Ко мне!" (голосом, свистком или жестом), "Лежать!" (голосом или жестом), "Вперед!" (голосом или жестом) и сигнал к изменению ширины поиска (свистком). Следует иметь в виду, что к 8-10-месячному возрасту все эти команды собака должна выполнять безукоризненно в самой разнообразной обстановке - дома, на пустыре, на улице, в поле, один на один с дрессировщиком, по соседству с другими людьми и собаками. Трудно ли добиться этого от собаки? Трудно. Утешенье здесь только в одном: надо помнить, что умеющая все это выполнять собака уже натаскана больше чем наполовину, если не больше, и срок ее полевого обучения не будет длительным.
Будем считать, что упомянутые команды собака научилась выполнять, и более подробно остановимся на том,
ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ЩЕНКУ
В период воспитания щенка и его первоначальной дрессировки следует не допускать всего того, что может осложнить работу с молодой собакой в поле во время ее натаски. Очень многие начинающие охотники полагают, что домашняя дрессировка - это одно, а полевая натаска - совсем другое. Они считают, что со бака, попав в обстановку, отличающуюся от той, в которой она до сих пор находилась, должна под влиянием охотничьих инстинктов как бы переродиться, забыть все ненужное для охоты и быстро приобрести все то, что для охоты необходимо. "Природа раньше или позже возьмет свое, и собака станет делать то, что от нее требуется", - рассуждают они. Резон в этих рассуждениях, несомненно, есть. Действительно, полевые охотничьи качества легавых собак - качества врожденные, передаваемые из поколения в поколенье. Собака, оказавшись в среде, благоприятной для проявления и развития этих качеств, достаточно быстро их проявит.
Дело, однако, осложняется тем, что охотничьи инстинкты у собак начинают проявляться гораздо раньше первого выхода на натаску. Первые встречи с голубями или воронами на улице, с кошкой во дворе, с какими-либо птичками в клетках - все это по сути встречи с возможной добычей. Уже во время этих встреч у щенка впервые начинают проявляться охотничьи инстинкты, и от того, как ему будет позволено реагировать на такие или подобные им объекты, зависит довольно многое во время будущих встреч с настоящей дичью в полях. Как же должен вести себя дрессировщик при подобных встречах и что можно разрешать щенку, а чего разрешать не следует? Здесь возможны две ошибки. Первая - полное попустительство щенку или даже подстрекательство его к погоне за птицами или кошками на улице. Вторая - резкое вытравливание всяких попыток щенка хотя бы просто поинтересоваться птицами. Гонять птиц или кошек щенку запрещено категорически, но интересоваться ими, пытаться прихватить их запах, идя к ним на ветер, вполне допустимо и даже желательно. Поэтому самые правильные действия дрессировщика при встрече, скажем, с группой голубей, расположившихся где-нибудь на газоне, будут состоять в том, чтобы со щенком, взятым на поводок, зайти к голубям издалека с подветренной стороны и медленно приближаться к ним вплоть до их подъема. На попытку щенка броситься за птицами следует ответить командой "Лежать!*' с одновременным несильным дерганьем поводка. Если приходится проходить мимо голубей или кошки без захода к ним из-под ветра, и щенок сделает попытку броситься на них, то реакция дрессировщика должна быть подобной описанной выше. Вместе с тем отнюдь не надо избегать встреч щенка с животными на улице, если есть возможность вовремя пресечь его нежелательные действия по отношению к ним. Охотничьи инстинкты должны поощряться, но до определенной степени.
В одном случае, однако, попытки щенка броситься на птиц должны быть пресечены достаточно резко. Речь идет о домашней птице - курицах, утках и т.п. где- нибудь на деревенском дворе, где щенку придется оказаться как-нибудь вместе с хозяином. Два-три запоминающихся урока отучат щенка бросаться на домашнюю птицу, а охотника избавят от достаточно серьезных неприятностей в будущем, когда придется останавливаться на ночлег в сельской местности во время охоты.
Крайне нежелательно перепоручать прогулки со щенком детям; лучше, если они это будут делать под надзором дрессировщика.
Где бы то ни было, за исключением собственной квартиры, безусловно запрещается оставлять щенка без надзора. Во многих семьях практикуется, к сожалению, обычай брать с собой молодую собаку во время лесных прогулок, туристических путешествий, выездов за гриба ми и ягодами и т.п. Мало того, что это запрещено правилами использования охотничьих собак и трактуется как браконьерство, такие выезды могут нанести очень большой ущерб и самой собаке. В парках, рощах, лесу крайне трудно уследить за собакой и держать ее все время рядом с собой. Предоставленная самой себе собака носится меж кустами и деревьями и вполне может совершить при этом множество нежелательных действий. Самое опасное и абсолютно при этом неизбежное - подъем ею мелких лесных птичек и гоньба их. Случись подобные действия на глазах у владельца, он смог бы как-то пресечь их или наказать за это собаку. Но если собака бесконтрольна, то предаться гоньбе она сможет в полное свое удовольствие, оставшись при этом безнаказанной. Пара таких пробежек, и можно считать, что ее владельцу придется достаточно туго как-нибудь во время натаски.
Вторая неприятность от лесных прогулок - это приобретенная там собакой привычка обнюхивать разного рода следы, "ковыряться" в следах, пользоваться не верхним, а нижним чутьем. Собаку, научившуюся "утюжить" носом землю в поисках следов, отучить от этого будет нелегко. Наконец, при бесконтрольности собаки нарушается ее контакт с человеком. Оставшись же без надзора, она начинает понимать, что может совершить ряд действий, ранее ей запрещаемых, без всяких ответных мер со стороны человека. В результате дрессировщик замечает, что после подобных прогулок собака становится гораздо менее послушна и в ответ на отданную команду сплошь и рядом начинает как бы размышлять, стоит ли ее выполнять. И это тоже затруднит натаску. Из сказанного не надо делать вывод, что летом, живя на даче, нельзя брать щенка с собой, так сказать, на природу. Такие прогулки очень полезны, но преследовать они, кроме пользы, должны обязательно и еще одно, а именно, дополнительную работу с собакой, отработку команд в полевых условиях, подготовку собаки к натаске.
Виктор КОЛОСОВ