Проблемы, созданные искусственно

У охотничьего хозяйства России много проблем. Проблем самых разных, в том числе и порожденных затянувшимся переходным периодом, вызванным административной реформой. За этими казенными и, казалось бы, довольно нейтральными словами - ну, переходный период, понятно, что сложности - на самом деле кроется масштабная дезорганизация, почти хаос, наступивший в управлении этой некогда успешной отраслью народного хозяйства. 

 

В следующий охотничий сезон охота на многие виды может просто не открыться. Почему?

Согласно требованиям действующего законодательства, для того, чтобы открыть охотничий сезон, необходимо установить лимиты на добывание многих видов животных, отнесенных к объектам охоты, и распределить эти лимиты по субъектам федерации. Это, в первую очередь, касается таких видов, как соболь, куница, выдра, бобр, все копытные, медведи и т.п. Опять же, в соответствии с требованием закона, для того, чтобы установить лимиты на добычу этих видов, необходима государственная экологическая экспертиза заявок на эти лимиты. При этом уважаемые эксперты - члены комиссий - рассматривают, понятное дело, не то, насколько проникновенно написана заявка от Красноярского края или от Магаданской области, например, а анализируют состояние популяций видов на этих территориях. Информация же о численности тех или иных видов, об изменениях этой численности, о распределении животных по территории изложена в так называемых биологических обоснованиях к заявкам. Все эти данные получаются в результате обработки результатов УЧЕТОВ численности охотничьих животных.

Учет же - одна из функций управления государственным имуществом, а значит, согласно указу Президента "О структуре и системе органов исполнительной власти", проведение учета - это прерогатива такого органа власти, как Федеральное агентство. Вот в этом-то вся загвоздка. Проведение учетов охотничьих животных при формировании современных, т.е. реформированных, органов власти были возложены на Федеральное агентство по сельскому хозяйству, которому для этого и была подчинена главная научная сила - ГУ "Центрохотконтроль", - организация, ответственная за методическое обеспечение учетов, их организацию и научную обработку полученных с мест материалов.

Но слабосильное Федеральное агентство по сельскому хозяйству мучилось недолго и вскоре было ликвидировано, а все его оставшиеся ничейными функции, не долго думая, передали в Минсельхоз. Передали и несколько штатных чиновничьих единиц. Пересели люди из одного кабинета в другой. Да вот беда: нет у Минсельхоза своих территориальных органов, т.е. подразделений на местах, подразделений, в которых работают люди, умеющие ходить по лесам-полям-горам и пусть худо-бедно, но считать живущих там зверей и птиц. Конечно, начальников найдем, этого добра хватает с избытком, но кто физически будет проводить учет, кто будет "ходить ногами"? В современном своем состоянии Министерство сельского хозяйства, к которому перешли Агентства по сельскому хозяйству, не готово организовывать проведение учетов, потому как не имеет для этого ни кадров, ни даже нормативной базы.

Территориальные органы, бывшие Управления охотничьего хозяйства, есть у Федеральной службы по сельскому хозяйству, или как ее еще называют - Россельхознадзора. Пусть никого не обманывает сходство названий: Минсельхоз - Россельзонадзор. Ведомства эти - разные, с разными функциями и задачами. Так вот, у Россельхознадзора люди на местах есть - бывшие сотрудники бывших охотинспекций, и учеты проводить они обучены, да беда - учет теперь не в их компетенции. А потому если и пошлет по старой памяти начальник своих "гвардейцев" в угодья для проведения учета, то прокурор быстро окорот ему даст за то, что занимается не свойственными его ведомству функциями, да еще и к ответу притянуть может за нецелевое использование бюджетных средств.

Учет должен был начаться с 25 января, однако к концу февраля еще оставалось непонятно, кто и что должен делать. Проведение учетов в результате "кабинетных штормов" практически сорвано. А не будет данных учета, не будет заключения государственной экологической экспертизы, без которого не состоится выделение лимитов, а значит, на многие виды охоту открыть будет нельзя, потому как закон не разрешит.

Специалисты из Россельзознадзора обещают сделать все, что в их силах. Обещают в порядке контроля и надзора выгнать в угодья пользователей и получить от них хоть какие-то цифры. Обещают провести выборочно, если деньги на это смогут найти, опять же в порядке контроля (по-другому не имеют права) организовать силами специалистов территориальных органов так называемый контрольный учет. Но все это больше похоже на самоотверженную попытку специалистов-энтузиастов спасти положение, на попытку остановить летящий под откос поезд голыми руками.

Ну просто руки опускаются! Слов нет... приличных, а те, что есть - матерные!!! Ну доколе мы будем сами себе придумывать трудности для того, чтобы потом горстка энтузиастов костьми ложилась и ценой своего здоровья выправляла то, что "большие дяди" напортачили. А мы все вместе с ними продолжим расхлебывать последствия вопиющего непрофессионализма высших чиновников, поставленных определять политику развития охотничьего хозяйства России?!


Алексей ВАЙСМАН (Дядя Леша)

Источник: hunter.ru