Английский Сеттер. Подружейные собаки

Информационно-познавательный портал об охотничьем собаководстве

размещение на сайте

размещение в ФОТОКАТАЛОГЕ
Размещение информации о вашей собаке в фотокаталоге производится бесплатно согласно правил размещения материалов

размещение ЩЕНКОВ И ПОМЕТОВ
Размещение информации о помете в фотокаталоге производится согласно правил размещения материалов

размещение РЕКЛАМЫ
Вы можете разместить на портале графическую или текстовую целевую рекламную информацию.

По вопросам размещения пишите
e-mail: info@eng-setter.ru

Социализация щенка

С самого момента появления щенка в вашем доме необходимо брать его на руки, чтобы проверить, полный ли у него животик, чистое ли у него тельце и развивается ли нормально. Но, прежде всего щенка берут на руки для того, чтобы он привык к запаху, голосу и прикосновению человека. Постарайтесь, чтобы щенок слышал голоса и женщин, и мужчин, и детей. Щенкам жизненно необходимо со дня появления на свет иметь постоянное общение с человеком, получать от него ласку и учиться уважать его

Воспитать собаку в городских условиях намного сложнее, чем в сельской местности. Конечная цель выработки у собаки многочисленных ассоциативных связей с окружающим ее миром, формирующих характер и поступки, заключается в том, чтобы она не стала для окружающих социально опасным животным. Необходимо также, чтобы у нее было достаточно развито чувство самосохранения: риск потери жизни в крупном городе намного выше, чем в деревне.

Периоды развития четвероногой "личности"

Выделяют несколько критических (переломных) периодов в процессе индивидуального развития собак. Возникновение их зависит от многих причин: от наследственных факторов, от условий содержания и кормления (здесь большую роль играет тип кормления на первом месяце жизни щенка: естественное, искусственное или смешанное), факторов обучения-воспитания, составляющих важный момент для формирования того или иного возрастного периода животного.

Учитывая все это, выделяют следующие критические периоды социализации:

1. Период проявления врожденных рефлексов - до 1 месяца.

2. Период формирования адекватной реакции на воздействие окружающего мира - до 5-6 месяцев.

3. Период интенсивной первичной социализации - до 10-11 месяцев, здесь животное усваивает понятия: я - собака, они - добыча, враги и несъедобное.

4. Период вторичной социализации - до 2-2.5 лет. В этот период отшлифовывается понятие: мы, наши - не наши, свое - чужое (у охотничьих собак чаще всего в возрасте 10 месяцев - 1 года).

5. Период сформированной особи - старше 2-2.5 лет.

В указанные периоды раскрываются особенности поведения особи в окружающем мире. Появление новых элементов и форм поведения у собак происходит с возрастом. Но проявление новых видов поведенческих реакций определяется не только возрастными морфофизиологическими изменениями, но и развитием остальных поведенческих реакций. На каждом следующем этапе социализации идет качественное изменение всего комплекса поведения. При этом большое значение приобретает групповое поведение - контакты, при которых сначала идет активизация интереса щенка к окружающей его живности, а позднее - активный обмен накопленной информацией с той социальной средой, где находится малыш. Закрепление этого опыта, выражающееся в ответных реакциях собаки на жизненные ситуации, происходит поэтапно. В эти периоды своей жизни собака осознает, кем она является, и что собой представляет. Иначе, на какой ступени иерархической лестницы социума она стоит. Эти периоды сложные и многоступенчатые, и если конкретные отношения не сформировались в определенном возрасте, позднее искусственно развить их не удастся.

Для каждой породы момент наступления взросления происходит в разное время. У охотничьих собак периоды социализации наступают несколько раньше, чем у других пород (месяца на 2-4, нежели у охранных пород).

Щенок и окружающий мир

Познание окружающего мира начинается сразу же после отъема щенка от матери. Избыток наказаний и попытка дрессировать, когда собака еще физиологически не созрела для выработки ассоциативных связей в сложном окружающем ее мире, - эта одна из достаточно часто встречающихся ошибок при выращивании, первопричиной которой является непонимание владельцем биологии животного.

Если у вас воспитывается первая собака, то следующий фактор будет особенно важен. В зависимости от степени привязанности к своему родному "гнезду" поведение щенка в первые часы, дни и, может быть, месяцы, после того как вы его взяли к себе, будет различным. Если заводчик помог малышу на первом этапе его жизни приспособиться к окружающему миру, то у щенка в первые моменты пребывания в чужом доме не наблюдается выраженной тоски по матери и однопометникам, с которыми он постоянно играл.

Для более быстрого привыкания к новым условиям проживания некоторые заводчики дают с собой какую-либо вещь или игрушку, запах которой, якобы, даст возможность малышу легче перенести тоску по родным. Не могу объяснить причину бытования такого мнения, но думаю, что это связано с самоуспокоением самих заводчиков и новых владельцев щенка. Никогда мне не говорили владельцы щенков, которых в самом различном возрасте они приобрели у опытных заводчиков, о том, что их подопечные как-то особо обращают внимание на эти аксессуары. Возможно, у заводчиков и владельцев животных, не знакомых с биологией и этологией (наукой, изучающей поведение животных), традиционно сложился образ несчастного, плачущего и тоскующего карапуза, который легче переносит страдания по родному "гнезду", забившись в угол и уткнувшись в предмет со знакомыми запахами.

С самого момента появления щенка в вашем доме необходимо брать его на руки, чтобы проверить, полный ли у него животик, чистое ли у него тельце и развивается ли нормально. Но, прежде всего щенка берут на руки для того, чтобы он привык к запаху, голосу и прикосновению человека.Постарайтесь, чтобы щенок слышал голоса и женщин, и мужчин, и детей. Щенкам жизненно необходимо со дня появления на свет иметь постоянное общение с человеком, получать от него ласку и учиться уважать его. Слишком часто владельцы, да и заводчики, выращивают щенков, которые были воспитаны в доме без общения с посторонними людьми и не привыкли к незнакомым предметам и звукам до восьминедельного возраста, то есть до того момента, когда они вдруг попадают в огромный и страшный для них мир. И нет ничего удивительного, что потом заводчики и владельцы удивляются: почему такие собаки боятся раскатов грома, первых выстрелов или других внезапных звуков?

Адаптация

Начало периода адаптации щенка к новым условиям характеризуется включением, в первую очередь, исследовательской функции поведения: он осторожно обнюхивает все углы помещения, причем площадь территории, которая исследуется им в день приезда, очень мала, но на второй-третий день ему уже знакомы все закоулки. Щенка привлекают новые запахи, он хватает и пробует "на зуб" обувь, тряпки, мебель. У щенков многих охотничьих пород наблюдается явная пассивно-оборонительная реакция на громкие голоса, резкие движения, звуки падающих предметов. Но все это временное, переходящее скоро в большинстве случаев в любопытство.

В период адаптации у щенков быстро развивается реакция на приход своих хозяев и посетителей: они быстро начинают определять, кто свой, а кто чужой. Чувства беспокойства и ревности возникают у владельцев молодых собак, когда на прогулке щенок бежит за каждым встречным, несмотря на то, что в этом возрасте он уже способен отличать своих и чужих. Не следует волноваться - у щенка идет познавательный процесс окружающего мира. Здесь большее значение имеет функция обоняния, нежели другие: малыш бежит за незнакомцем и, в конце концов, тыкается носом в его ноги. Любопытство преобладает над осторожностью. Это естественное щенячье поведение, и наказывать его за это не следует.

Активно-оборонительная реакция вырабатывается в играх со сверстниками и трансформируется в поведенческие черты характера. Она закрепляется довольно рано. Поэтому не стоит его в этот возрастной период систематически злить или дразнить: кроме агрессии, вы ничего не сформируете.

В периоде детства у щенка медленнее развиваются двигательные функции и система ориентирования. В этом возрасте он способен быстро "схватывать" на лету и команды владельца, и разбираться в простейших жизненных ситуациях. Но это должно происходить в знакомой обстановке и в проверенной ситуации, а любые изменения в окружающей среде вызывают у него растерянность и даже страх.

В этой фазе развития щенок действует методом проб и ошибок. Внимание его не способно сосредоточиться на чем-то одном: он легко переключается с одного предмета на другой и часто отвлекается. Поэтому приучение к командам в этом возрасте должно происходить на игровом методе обучения. Поскольку у щенков еще слабо развиты процессы торможения и дифференцирования, преждевременно требовать от него выдержки при выполнении всех команд. Если малыш начал грызть, например, ножку стула, и его за это наказали, то он спокойно переходит к другой ножке или грызет другую вещь. похожую на нее. Старую вещь, которую таскал ранее, он уже не берет. Через некоторое время щенок часто делает повторные попытки с целью проверки хозяина: запрещающая команда повторится или нет? Данный случай характеризует неспособность щенков в этом возрасте к обобщению: ассоциативные связи только-только начинают у них формироваться. Рассеянность и невозможность сосредоточиться на каких-то моментах или предметах характерны для любых пород собак в этом возрасте. Поэтому воспитание в рассматриваемый период должно сводиться к регулированию и закреплению желаемых для владельца поступков.

Чтобы щенком не были испорчены мебель, обувь и другие предметы, надо оставлять большие кости в каждом помещении квартиры. В этом случае малыш или молодая собака постоянно будет заниматься ими, и вещи не тронет. Собака грызет все, что ей попадается на глаза, и тогда, когда на долгое время остается в одиночестве. Поэтому не рекомендуется оставлять ее надолго без присмотра.

Актуален вопрос о подбирании собакой отбросов. Никакие дистанционные управляемые устройства, посылающие болезненный электрический сигнал, ни разбросанные куски наперченного мяса не отучат щенка старше 6 месяцев от этой дурной привычки, если владельцы до этого не обращали внимания на то, что собака подбирала куски на улице. Достаточно один раз пропустить момент съедания пищи, найденной на улице, и вредная привычка будет закреплена на всю жизнь.

"Подростковый" период (6 - 11 месяцев)

"Подростковый" период для владельцев является самым тяжелым из всех возрастных периодов жизни любой породы собак. Здесь сочетается сложность физического развития собаки как биологического существа с развитием ее интеллектуальных способностей. В этот период могут реализоваться все потенциальные возможности адаптации особи к существованию в окружающей среде. Поэтому, чем разнообразнее в это время будет среда, окружающая молодую собаку, тем адекватнее будут в последующем реакции взрослой собаки. В этот период у подростка-собаки формируется и накапливается жизненный опыт. Сталкиваясь с новыми жизненными проблемами, она уже на основе отработанных и закрепленных поведенческих реакций формирует новые. Таким образом вырабатывается и характер.

"Подростковой" фазе жизни собаки присуще появление черт самоутверждения и независимости: проявляются упрямство и обиды, а также чувство ревности, особенно по отношению к другим животным. На прогулках при встречах со знакомыми собаками питомец старается не допустить чрезмерного проявления к ним чувства дружелюбия. Он старается оттеснить "соперника" от владельца, с лаем набрасывается на него, прижимается к вашим ногам, то есть всем своим видом показывает, что только он имеет на вас права.

В этот период жизни закладываются взаимоотношения с сородичами, и поэтому владелец обязан помочь молодой собаке быть общительной. Очень важно в этот период их жизни посещать людные места для выработки нормальной реакции на внешние раздражители. Участие в выставках с собакой даст вам возможность сформировать у нее адекватные реакции в экстремальных условиях.

Вторичное общественное поведение (11 месяцев - 2-2,5 года)

Эта фаза характеризуется гормональной перестройкой организма и переходом к половой зрелости. У собак в периоде от начала полового созревания до наступления физической зрелости окончательно формируется телосложение, все формы социального поведения и окончательно складывается характер. В это время молодая собака начинает выяснять отношения, с окружающими ее сородичами и людьми, определяя свое место в обществе людей. Следует учесть, что во внешнем мире взаимоотношения среди собак, проживающих в округе и общающихся прямо или косвенно друг с другом, часто зависят от характера их владельцев.


В. Пилюгин
"Российская охотничья газета."

администрация портала Английский сеттер:
тел.:+7 (963) 777-87-78
e-mail: info@eng-setter.ru 
 

ЩЕНКИ
АНГЛИЙСКОГО СЕТТЕРА
ОТ ПРОВЕРЕННЫХ НА СОСТЯЗАНИЯХ И ИСПЫТАНИЯХ РАБОЧИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИМЕЮЩИХ ОТЛИЧНЫЙ ЭКСТЕРЬЕР!

ИНФОРМАЦИЯ
О ВСЕХ ЩЕНКАХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ ТУТ

Консультации по e-mail:
info@eng-setter.ru